DGFOTO.ru Дмитрий Гречин

  Конструирование истощенности тела модели в фэшн-фотографии

Дата:17.12.2010   08:47  

«…Фэшн Фотография (далее Ф. Ф.) – это жанр фотографии призванный изображать одежду и другие объекты моды. Ф.Ф. в большей степени существует в рамках рекламы или журналов мод» - это наиболее классическое определение  жанра, которое встречается в большинстве энциклопедических ресурсов.  Для меня Ф.Ф. представляет интерес, прежде всего потому, что этот жанр представляет собой довольно сложное художественное образование, в рамках которого, просто говоря,  сосуществует эффект "документальности" (копирования реальности) и фальсифицирование реальности.

Почему  многие люди, которые идентифицируют и сравнивают себя с моделями на глянце, просто напросто часто заболевают физически и психически. Ответ  таков -  они ставят себе практически недостижимые цели:  стать тем, что изображено. Не учитывается, что мир глянца и мир неизображенный (реальный, повседневный) это разные
вещи.

Глянцевые красавицы - это не только плод воображения фотохудожника - это прежде всего, определенная стратегия маркетинга, которая использует художественные и технические возможности фотографии с целью создать объект зависти и желания  (как раз  тот самый пресловутый "GLAMOUR"),  который   должен покупаться.

Образ для потребления начинает путаться с "реальносуществующим" - отсюда и переборы в следовании императиву "красота требует жертв". Часто одной из подобных жертв оказывается "жестокая диета". ..."смотрю на себя в зеркало, но не вижу "журнальной внешности"" - "я должна худеть", иначе провал…" и.т.п.

Почему так? Есть фотосерия, которая была снята в 1993 году Марио Сорренти для  "editorial" Харперс Базаар. В ней представлен недавно родившийся в Европе модный тренд - его называли часто "героиновым шиком", "эстетикой голодного художника" и.т.д. В общем, герой фотоистории - культовая Кейт Мосс - девочка-андрогин, без  талии, линии груди, "истощенная  и в то же время зрелая", красивая… 

Видим ли мы на этих работах реального человека или это "визуальный продукт" для потребления,созданный фотографом при помощи оптики, света, цвета и композиции тела (позы модели)? В том- то и проблема, что фотография традиционно считалась и продолжает считаться документом, копией реальности, хотя таковой вряд  ли когда являлась, потому что с момента своего появления она не копирует реальность, а ИЗОБРАЖАЕТ её, т.е. создает  её ОБРАЗ…

Итак, как же создается "красивая" и "истощенная" Кейт Мосс в этих фотографиях Сорренти? Для этого есть смысл представить каждую фотографию как некую структуру, которая состоит из следующих элементов, на которые ориентируется сам фотограф:

 - цвет
 - фон
 - световая схема
 - поза модели
 
1. Фотографии выполнены в эстетике "черно-белого" снимка. Это не стоит понимать только как сугубо художественные предпочтения Сорренти: эстетика черно-белой фотографии в контексте моды подразумевает часто определенную стратегию расстановки акцентов для зрителя. На данном примере видно, что отсутствие цвета соответствует определенному режиму восприятия этой картинки, который усугубляется высоким контрастностью: в черном и белом мы видим - фигуры; "вырезанная" на черном листе бумаги "фигура" модели - вот так эта фотография воспринимается нашим  зрением. Важным становиться фигура, силуэт - именно они являются объектом нашеговосприятия и именно они должны быть "тонкими и истощенными" в рамках модного тренда. Получается, что мастер камеры работает с фигурой - именно на ней он ставит акцент.  
 
2. Поза Кейт Мосс предполагает определенное положение её рук: они не прислонены к туловищу, тем самым исключая визуальную иллюзию сливания рук и туловища в "толстую массу", так же как и предотвращая "расплющивание" рук , увеличивающее их в видимом объеме . Помимо этого (но не на данном примере) часто используется поза в пол-оборота, которая позволяет фотографу не только представить на плоскости фотографии меньшие объемы тела, чем в случае с  анфасом, но так же и убрать часть массы тела в тени).
 
3. Сорренти использует черный фон не случайно - своей  черной массой он поглощает большую часть светлой плоскости тела - ранее упомянутая фигура делается  ещеболее узкой и худой.
 
4. Наконец, особенности цветовой схемы, которую использует Сорренти.  На этой фотографии, свет расположен таким образом, чтобы одновременно подчеркнуть
и  смоделировать  худобу лица Кейт Мосс. Резкий свет, источник которого расположен выше уровня головы модели выделяет структуру скелета её лица - мы видим глубокиетени в области скул и глазных впадин. Одновременно, свет от этого источника моделируется таким образом, чтобы на правую часть лица он слабо  попадал. Это осуществляется либо смещением источника в левую сторону (это можно увидеть по тени под подбородком), либо с правой стороны от модели, предположительно,  находится светопоглощающая поверхность, которая и "проваливает" в тень эту сторону лица Кейт Мосс, тем самым его визуально "истощая".
 
Вот некоторые из тех элементов фотографии, в которой "создается" худое тело. Конечно, совершенно неправильно отрицать худобу Кейт Мосс (природную или нет...), но все-таки важно понимать, что в данном изображении эта худоба визуально усиливается, подчеркивается, что как раз не осознается фанатами "жертв ради красоты". На этой фотографии Сорренти мы видим не "девушку по имени Кейт Мосс" - здесь мы видим её образ, "сфабрикованный" идеей фотографа и техническим исполнением его фотоаппарата. 
 
Стремиться реализовать его в жизни, вне рамок фотостудии, практически невозможно - то, что мы видим на фотографии сделано в момент съемки, до этого момента и после него этого"истощенного тела", сжатого черной массой, просто нет. 



Источник: Fashion Bank


Вернуться на предыдущую страницу

  Просмотров: 674



 
rss лента статей